Новости

Диалог vs монолог: сотрудничество государства и бизнеса обсудили на ПМЮФ

Споры, возникающие между бизнесом и государством, возможности их досудебного регулирования, а также лайфхаки успешной коммуникации с госорганами. Таковы темы, которые в рамках Петербургского международного юридического форума обсудили на деловом завтраке. Организаторами встречи выступили начальник главного управления Минюста по Петербургу и Ленинградской области Евгений Орловский, бюро юридических стратегий Legal to Business и радиостанция Business FM Петербург. Подробности в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Один из ключевых вопросов — развитие института медиации, то есть досудебного урегулирования споров между властью и бизнесом. Однако многие госорганы относятся к данным процедурам с настороженностью, поскольку ранее Росфинмониторинг зафиксировал всплеск обналичивания денег через медиативные документы — нотариально заверенные соглашения. Чтобы усовершенствовать регулирование института медиации Минюст вместе с другими интересантами сейчас вырабатывает поправки в закон, которому уже более десяти лет, рассказал заместитель министра юстиции Максим Бесхмельницын:

Заместитель министра юстиции Максим Бесхмельницын
Мы занялись этим вопросом буквально два года назад. Нам говорят «У нас есть СРО, четыре СРО в Российской Федерации, они всё регулируют, не лезьте туда». Стали разбираться — последнее СРО было ликвидировано в 2021 году. То есть сейчас саморегулируемой организации, которая бы объединяла всех медиаторов, нет. Стандартов тоже нет. Закон есть, но в законе нет ответственности, которую несёт медиатор. Вдруг он действует в собственных интересах? Что ему за это будет? По действующему законодательству — практически ничего. Что касается требований к медиаторам: кто может быть медиатором? Сейчас может быть любой человек. Когда мы проведём нормальное, справедливое регулирование медиации, тогда можно будет говорить о досудебном урегулировании тех или иных споров.

Также среди вопросов, которые волнуют бизнесменов, — когда и при каких условиях будет возможно легально использовать криптовалюту. В условиях санкций иностранных банки блокируют торговые расчёты, и криптоплатежи могли бы помочь тем, чей бизнес зависит от поставок из-за рубежа. Есть запрос, будет и регуляторика: возможно, на первом этапе в формате экспериментального правового режима, поскольку важно учитывать все риски, подчеркнул заместитель директора Росфинмониторинга Антон Лисицын:

Заместитель директора Росфинмониторинга Антон Лисицын

Существуют примеры резонансных уголовных дел, фактов использования криптовалюты в противоправной деятельности, например, в коррупционных целях или в целях финансирования терроризма. Если посмотреть материалы службы, если мне не изменяет память, уже в этом году были заведены десятки уголовных дел, где использовалась криптовалюта. Это самые разные сферы: наркотики, коррупция, терроризм, экстремизм. Основная суть криптовалюты, основное её свойство — это анонимность. У тех, кто хочет остаться анонимным, сейчас, к сожалению, такие возможности есть. Деконструктивная позиция западных стран, в которых находятся крупные биржи, в том числе может приводить в определённые моменты к тому, что у нас отсутствует возможность получения значимой субстантивной информации по владельцам тех или иных кошельков. Со своей стороны мы, конечно, с точки зрения решения наших задач, находим варианты получения информации. В нашей службе, а также иных компетентных органах, которые мы сейчас подключаем, появился программный продукт «Прозрачный блокчейн» — он позволяет отслеживать криптооперации, которые нас интересуют.

Действительно, вслед за Федеральной налоговой службой, которую называют «суперцифровым ведомством», двигаются и многие другие госорганы. Например, органы записи актов гражданского состояния, которые перевели в цифровой формат все актовые записи, начиная с 1926 года. Сложно представить, но это 530 миллионов записей по всей стране. Генеральный директор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров надеется, что диджитализация позволит решить вопросы, которые возникают, в частности, в связи с работой службы судебных приставов:

Генеральный директор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров

Это же абсурд, когда за 4000 задолженности блокируют весь бизнес. Или как было, например, у меня: незаконное списание, приставы трижды списали сумму. Все знают об этой проблеме, но никто её не решает. При этом каждого, кто хоть где-то когда-то столкнулся с образовавшимся долгом, это касается, но проблема не решается годами. На мой взгляд, это та сфера, куда государство могло бы ещё посмотреть и улучшить свой государственный сервис. На мой взгляд, это либо избыточные меры, когда блокируется возможность ведения бизнеса из-за абсурдно маленьких требований, либо же многократное списание одной и той же суммы. Технологии позволяют не делать этого так, позволяют делать это лучше. Раз цифровизация в органах госвласти так хорошо происходит, то я надеюсь и желаю, чтобы, например, в службе судебных приставов она тоже, наконец, стала развиваться.

Однако остаётся ряд проблем, которые вряд ли получится решить с помощью цифровизации. Одну из них на деловом завтраке затронула генеральный директор торгового комплекса «Невский Центр» Дарья Ветрова. В связи с укрупнением рекламного рынка в 2023 году тарифы на наружную рекламу выросли в два, а то и в три раза, что для многих оказалось непосильной нагрузкой. Ситуацию прокомментировал зампред Общественного совета при Санкт-Петербургском УФАС, председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный совет"» Сергей Пилатов:

Зампред Общественного совета при Санкт-Петербургском УФАС,председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный совет"» Сергей Пилатов

На самом деле, сейчас не так много рекламодателей, которые готовы платить большие деньги, поэтому фирмы, которые занимаются наружной рекламой, стремятся компенсировать это за счёт повышения цены. Я бы не сказал, что в нашем городе всё захватили компании-монополисты — в наружной рекламе у нас такого монополизма нет. Есть компании, куда можно обращаться, это владельцы рекламных конструкций, и они, кстати, не повышали цены. Организация, которая приобрела достаточно большое количество новых конструкций за счёт приобретения их у других компаний, за счёт покупки этих компаний, по закону бизнеса сейчас будет стремиться вернуть деньги, вложенные в приобретение.

Отметим, что в докладе Счётной палаты «Открытость государства в России» за 2023 год первая пятёрка по открытости госорганов выглядит следующим образом: Росавтодор, Рослесхоз, Росстат, ФТС и Минсельхоз. Правда, в рейтинге не учитываются министерства и службы, которые напрямую подчиняются президенту.
Материал с сайта БФМ
BFM Мы в СМИ