Новости

Правовые риски в 2025 году: комментарий Светланы Гузь для РБК+

Как работать российскому бизнесу в условиях меняющегося правового поля
В 2025 году бизнес продолжает адаптироваться к изменяющимся экономическим и правовым реалиям. Высокая инфляция, длительный период высокой ключевой ставки и налоговая реформа негативно влияют на финансовое положение компаний, создавая предпосылки для банкротств и вынуждая предпринимателей задумываться не только об оптимизации бизнес-процессов, но и самих бизнес-структур. Но именно такие действия, отмечают юристы, являются наиболее рискованными — с этого года налоговые службы усилили контроль за дроблением бизнеса. Какие еще риски стоит учитывать бизнесу и как минимизировать их влияние — в материале РБК+ Петербург.

Оптимизация требует осторожности

Эксперты отмечают, что налоговые органы кардинально изменили принципы и подходы к контролю и анализу действий предпринимателей. Например, вместо поисков формальных признаков дробления бизнеса налоговики анализируют экономическую подоплеку проводимых операций, в чем им помогают современные цифровые технологии, в том числе на базе искусственного интеллекта. «ФНС обладает мощными цифровыми инструментами и скрыть от нее игры с налоговыми бременем практически невозможно», — отмечает управляющий партнер Бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь.
«ФНС обладает мощными цифровыми инструментами и скрыть от нее игры с налоговыми бременем практически невозможно», — отмечает управляющий партнер Бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь.
В качестве примера эксперт приводит несколько крупных и ярких «налоговых разоблачений» деятельности известных блогеров в 2024 году. Сегодня налоговая оптимизация возможна только законными путями, дробление бизнеса должно иметь экономические основания, в противном случае доказать правоту или «действие по ошибке» будет затруднительно, предостерегает Светлана Гузь.

Бизнес под налоговым микроскопом

Светлана Гузь напоминает, что претензиями налогового органа нужно заниматься на стадии их возникновения, при проведении проверок, при подготовке ответов на требования, при допросах в налоговом органе, а не на стадии суда. Налоговые споры часто влекут уголовные последствия, и далеко не всегда уголовное преследование будет прекращено после погашения задолженности перед бюджетом, предупреждает Светлана Гузь.

Защита бизнеса от изъятий

После ухода из России компаний из «недружественных» стран, на фоне национализации их российских активов, стало увеличиваться и количество претензий со стороны органов прокуратуры к отечественным предпринимателям, в разные годы ставших собственниками многих крупных компаний. За последние несколько лет только Генпрокуратура инициировала и довела до «победного» почти два десятка «деприватизационных» исков, и этот процесс продолжается, что не может вызывать тревогу у бизнеса, констатируют юристы.
Способов эффективной защиты от таких исков, по мнению экспертов, не так много. При покупке любого бизнеса следует проводить качественный превентивный анализ рисков, досконально изучать историю приобретаемой компании, советует Светлана Гузь.
Для действующих участников бизнеса основной мерой защиты от рисков деприватизации, по мнению Светланы Гузь, является их добросовестность. В качестве удачных для бизнеса примеров, когда современные владельцы активов смогли отстоять свои интересы в суде, юристы называют споры о деприватизации Уральского завода электрических соединителей «Исеть» и «Соликамского магниевого завода».
«Вначале нижестоящие суды принимали решения по искам об изъятии частных активов преимущественно без каких-либо компенсаций собственникам, однако к концу 2024 года судебная практика изменилась. Конституционный суд России в конце октября указал, что к антикоррупционным искам сроки исковой давности, установленные в российском законодательстве, неприменимы. С другой стороны, суд подчеркнул необходимость учета интересов добросовестных приобретателей», — напоминает Светлана Гузь. Так, благодаря этому собственникам саранского комбината медицинских препаратов «Биохими» удалось отстоять в суде свои права на это предприятие, возникшие в результате его приватизации.

А если они вернутся?

Возвращение иностранных компаний будет происходить с разрешения государства, которое будет учитывать позицию как профильных ведомств, так и мнение российского бизнеса, уверены юристы. «Возможные сценарии и условия допуска иностранных компаний активно обсуждаются на государственном уровне, среди предложений актуальным видится идея о локализации производства», — рассуждает Светлана Гузь. По ее мнению, сдерживание доступа иностранных компаний на российский рынок может быть достигнуто за счет увеличенных таможенных пошлин. В то же время, отмечает Светлана Гузь, процесс возвращения, скорее всего, затронет все сферы бизнеса, в том числе и юридическую отрасль — на это рынок могут вернуться крупные зарубежные консалтинговые фирмы.

Новые правила игры

Тенденция к установлению государством новых «правил игры» в самых разных сферах сохранится, уверена Светлана Гузь. «С одной стороны, действует регуляторная гильотина, широко применяется риск-ориентированный подход. С другой стороны, мы наблюдаем увеличение государственных пошлин, размеров административных штрафов, введение новых сборов и правил, а благодаря развитию цифровых технологий возможности госконтроля за бизнесом будут лишь возрастать», — говорит она.
В юридической сфере Светлана Гузь ожидает дальнейшего развития сферы корпоративного права. «Это одна из наиболее востребованных и сложных областей юриспруденции, которая претерпевает эволюционные изменения. На наших глазах уже меняются подходы к вопросу исключения участников при корпоративном конфликте, к определению действительной стоимости долей, введено обязательное нотариальное удостоверение решений о смене единоличного исполнительного органа», — заключает она.
Подробнее — в материале РБК+
2025-05-19 17:11 Бюро в СМИ РБК