Вопрос мнимости сделки может рассматриваться по инициативе как истца, так и ответчика. Но даже если никто об этом не заявляет, суд должен проверить действительность сделки самостоятельно. По общему правилу бремя доказывания действительности сделки или устранения сомнений возлагается на истца.
Вместе с тем суд вправе признать сделку ничтожной по своей инициативе, даже если стороны не заявляли таких доводов. Как правило, такие решения принимаются, когда установлено отсутствие реального исполнения, искусственное создание задолженности, отсутствие доказательств реальности правоотношений, вывод активов и так далее.
Для применения антиотмывочного или налогового законодательства соответствующие надзорные органы не обязаны оспаривать сомнительные сделки в гражданско-правовом порядке. Но при выявлении признаков легализации доходов (в частности – при сомнительных операциях с недвижимостью или валютой) суды вправе привлекать Росфинмониторинг, налоговые и таможенные ведомства в качестве третьих лиц.