Среднестатистический медиатор в России — женщина 35–54 лет с юридическим образованием, которая совмещает медиацию с основной работой. В среднем на примирение сторон она тратит 10 часов, проводит сессии очно и практикует около двух лет. Редакция Право.ru выяснила, кто и зачем идет в профессию, почему многие приходят к ней как к продолжению карьеры и сколько экспертов занимаются исключительно медиацией. Мотивации у всех разные. Но за каждым медиативным соглашением — труд, внимание, терпение. А за каждым медиатором — свой путь, профессиональный и человеческий.
Медиатор — это нейтральный посредник, который помогает сторонам конфликта договориться. Им может стать как человек с профильным образованием, так и любой совершеннолетний гражданин без судимости — но только если речь идет о непрофессиональной медиации. Но чтобы стать профессионалом и получить статус нужно быть старше 25 лет, получить высшее образование и пройти переподготовку. Медиативные соглашения такого специалиста может удостоверить нотариус и они получат силу иполнительного листа.
Кто становится медиатором
В профессию медиатора, как правило, идут опытные специалисты, у которых за плечами уже сформировавшаяся карьера. По данным исследования редакции Право.ru, 69% опрошенных медиаторов — юристы. Среди других профессий — преподаватели (26%), психологи (18%), адвокаты (12%) и экономисты (10%). Основным профилем медиацию выбрали лишь 8% — большинство совмещают ее с другой работой.
Молодых медиаторов немного: только 7% специалистов младше 35 лет. Зато старше 55 — уже 18%. Больше всего медиаторов в возрасте от 35 до 44 лет — их 44%. У большинства опрошенных стаж в профессии — до шести лет. Каждый четвертый работает 4–6 лет, почти треть — 2–3 года. Совсем новичков — 16%, а с опытом более 10 лет — 18%.
Большинство медиаторов — женщины (76%). Мужчин — 24%, но по словам Ждан-Пушкиной, именно они становятся самыми востребованными медиаторами: с богатым адвокатским прошлым и большим практическим опытом урегулирования конфликтов.
В среднем на один конфликт у медиатора уходит около 10 часов. Иногда удается договориться за час, но бывают случаи, когда процесс затягивается до 72 часов. Чаще всего медиации проходят очно — такой формат выбирают 52% специалистов. Еще 40% работают в гибридном режиме, а полностью онлайн проводят сессии лишь 8%.
Почему становятся медиаторами
Некоторые приходят в медиацию из корпоративной среды, где умение договариваться ценится выше, чем судебная победа. Управляющий партнер LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь, рассказывает, что получила статус медиатора после многолетней работы с непростыми проектами, где на первый план выходили переговоры и поиск компромиссов. Это стало для нее логичным продолжением профессионального пути.
"Как выходец из среды инхаус-юристов, я в любом проекте вижу потенциал для решения проблем. Бизнес всегда нацелен на оперативные и эффективные решения — и чаще всего их удается найти именно за столом переговоров, а не в суде", — говорит Светлана Гузь.
Подробнее — в материале Право.ru.