Новости

Как честные покупатели остаются без жилья и денег: комментарий Дарьи Филиной для Фонтанки

В России наметилась опасная тенденция — добросовестные покупатели квартир сталкиваются с судебным возвращением жилья прежним владельцам, чаще всего пенсионерам, заявившим, что их обманули мошенники. В результате люди теряют и жильё, и деньги, а механизм защиты по сути отсутствует.
В августе 2024 года певица Лариса Долина публично призналась, что продала квартиру на Хамовниках, передала деньги «фейковым правоохранителям» — более 200 миллионов рублей, и только потом поняла, что стала жертвой обмана. Настоящие сотрудники полиции с захватывающей дух оперативностью задержали курьера и ещё троих мужчин, но это не спасло квартиру для покупательницы — матери-одиночки Полины Лурье. Долина обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, а Лурье — со встречным иском о выселении всех и снятии с учёта. В результате суд вернул квартиру Долиной, отказав Лурье, которая потеряла жильё и средства.
Эксперты отмечают: на уровне законов ничего принципиально не изменилось. Судебная практика формируется исходя из доказательств — главный фактор это наличие обмана или существенного заблуждения у продавца, а не добросовестность покупателя. Российское право не защищает покупателя так, как это делает классическая виндикация (истребование имущества из чужого незаконного владения) в западных системах.
В Петербурге судьбу Полины Лурье повторила Анна, купившая в 2024 году квартиру у Ирины — пенсионерки — за 7 миллионов рублей. После ремонта в новом жилье Анна была вынуждена узнать, что Ирина обратилась в суд и потребовала вернуть имущество, ссылаясь на давление мошенников. Суд применил последствия недействительности сделки: «Взыскать с Ирины в пользу Анны денежные средства в размере 7 млн рублей». То есть по решению суда — каждый возвращает своё.
«В России с 2021 года заметно выросло число случаев, когда добросовестные покупатели квартир остаются без жилья и денег. Ранее страдал чаще продавец, но сейчас тенденция изменилась… На законодательном уровне ситуацию никак радикально не исправили. Практика зависит от конкретных доказательств и обстоятельств, поскольку наша система не прецедентная. Здесь важен факт обмана или существенного заблуждения, а не добросовестность покупателя», — комментирует партнёр бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS Дарья Филина.
«Рассматриваемый кейс — Анны и Ирины — типичен: результат экспертизы подтверждает влияние обмана или невозможность правильно оценить последствия сделки. Если основания признания сделки недействительной установлены, добросовестность покупателя не играет ключевой роли», — добавляет Дарья.
Подробнее — в материале Фонтанки.
Бюро в СМИ Недвижимость